(067) 209-10-66
Skype: murenaclub
murena288391@gmail.com
 

 
  Новости
  Мастер-классы
  Кундалини йога
  Клуб
  Кто мы такие
  История клуба
  Дайвинг
  Подарочный сертификат на урок дайвинга
  Обучение дайвингу
  Курс дайвера Open Water Diver PADI(Интенсивный вариант)
  Как стать инструктором
  Публикации
  Журнал «Спортсмен-подводник»
  Фотогалерея
 


/ Публикации / Скоростные ласты
Скоростные ласты

В. ЗАГОЗИН, А. САЛМИН, Б. САМОХИН, мастера спорта СССР международного класса

Опыт показывает, что оптимальная длина скоростных ласт для спортивного подводного плавания способом кроль колеблется в пределах 75—-85 см. Ласты промышленного производства не отвечают этому требованию, поэтому их удлиняют, армируя лопасть различными материалами: сталью, титановыми сплавами, пластмассами. Мы считаем, что правильно сделанные ласты, армированные титановыми сплавами, ни в чем не уступают стеклотекстолитовым, а по долговечности превосходят их значительно. Но изготовление титановой арматуры — довольно сложный процесс. Наибольшей популярностью пользуется стеклотекстолит, обеспечивающий минимальный вес ластов и простоту изготовления.

Рассмотрим процесс выполнения ластов, армированных стеклотекстолитом. Стеклотекстолит — это пластмасса, состоящая из нескольких спрессованных слоев стеклоткани, пропитанных смолами. Промышленность производит различные сорта стеклотекстолита. Они различаются стеклотканью, типом смолы и различными добавками к ней. Наибольшим спросом у спортсменов-подводников пользуется стеклотекстолит марок СТЭФ и СФ-1.

Предлагаемый вариант ластов прост в изготовлении, отличается высокими скоростными качествами. Впервые их сделал эстонский спортсмен В. Дубровский и в дальнейшем усовершенствовали аквалангисты спортивного клуба армии Новосибирска.

Изготовление лопасти

Выбор заготовки. Обычно берут для удлинения стандартные ласты марки «Дельфин», выпускаемые промышленностью (Московский завод «Вулкан»), ширина лопасти которых равна 22 см. Поэтому ширина используемого листа стеклотекстолита должна быть не менее этой величины, а длина — 70—80 см. Толщина листа, обеспечивающая нормальную работу ластов, не менее 1,7 мм.

Во время плавания лопасть ластов изгибается в направлении вверх-вниз. Поскольку главным перемещением ног, обеспечивающим поступательное движение пловца, является движение вниз, на листе заготовки необходимо выбрать ту сторону, которой лопасть ластов будет опираться на воду во время основного гребка (будем называть ее верхней стороной, обратная сторона — нижняя). В момент основного гребка верхняя сторона лопасти работает на растяжение, нижняя — на сжатие. Первый слой стеклотекстолита всегда гладкий, плотно спрессованный, следующие слои — рыхлые, со сложной бугристой структурой, значительно хуже работают на изгиб. Большую ошибку совершают те, которые нарушают первый слой верхней стороны. Этим значительно уменьшается упругость ластов в момент основного движения ног вниз, а также долговечность их.

Следовательно, все работы по снятию слоев и профилированию лопасти необходимо выполнять на нижней стороне.

Нанесение контура лопасти на заготовку.

На нижней стороне листа чертят осевую линию, делящую лист на две части. Лопасть выполняют симметрично относительно оси в виде вилки с хвостовой частью. От хвостовой части вилка, плавно расширяясь, вписывается во внешний контур используемых ластов «Дельфин». Чем плавнее контур лопасти, тем равномернее изгиб ластов в целом. По размерам чертежа на нижней стороне листа вычерчивают лекало лопасти и по нанесенному внешнему контуру лопасть вырезают ножовкой по металлу с запасок 0,4—0,6 мм для последующей окончательной доводки лопасти.

Удаление лишнего материала.

Заштрихованные места (рис. 1) необходимо выбрать до толщины 0,6—0,8 мм, Делают это следующим образом. По контуру заштрихованных участков наносят с нижней стороны лопасти канавки острием закаленного инструмента, например, обломком ножовочного полотна. Затем ножом или скальпелем слой за слоем отделяют стеклоткань до нужной толщины. При нанесении канавок следует соблюдать осторожность, чтобы не прорезать насквозь стеклотекстолит. После этого удаляют лишние слои стеклоткани до общей толщины 1,7—2,0 мм.


Рис. 1. Чертеж лопасти ластов

Изготовление прорезей.

Следует прорезать две полосы шириной 10 мм. Лопасть делают прорезанной. Во-первых, потому, что при работе ластов в лопасти возникают вредные напряжения у краев волнистого контура, так как стеклотекстолит стремится прогнуться не перпендикулярно к продольной оси ластов, как требует этого сила, прикладываемая ногой пловца, а по перпендикуляру к краю пластины. Поэтому прорези в крайних проемах частично устраняют влияние этих напряжений на работу лопасти в целом. Во-вторых, при соударении лопастей ластов во время работы способом кроль прорези позволяют краям вилки спружинивать, чем значительно уменьшается износ ластов.

Внутренняя широкая часть лопасти несет основную нагрузку при работе, поэтому ее не прорезают.

Профилирование лопасти по толщине.

Участок стеклотекстолита 230—250 мм от конца лопасти разбивают на пять-шесть равных участков для марки СТЭФ и на 10— 12 для марки СФ-1 и слои отделяют ступеньками до толщины на конце лопасти ? 1 мм.

Чистовая обработка.

Всю нижнюю поверхность лопасти зачищают сначала грубой, затем мелкой наждачной бумагой. Мелким напильником, а затем наждачной бумагой доводят контуры лопасти до чертежных размеров. Оставленные шероховатости на контуре вызывают повышенный износ ластов.

Заклеивание прорезей.

Для заклейки прорезей рекомендуется использовать клеенку на тканевой основе. Из клеенки вырезают полосы по размерам заштрихованных участков. Оклеивать лопасти лучше той стороной клеенки, где находится резиновый слой, так как при этом наружный тканевый слой клеенки лучше сохраняется при эксплуатации ластов. Перед склеиванием клеенку зачищают наждачной бумагой и обезжиривают бензином склеиваемые поверхности. Для склеивания применяют клей Р-88. Клей наносят тонким слоем на склеиваемые поверхности, высушивают в течение 12—15 минут, затем наносят второй слой клея, который сушат 1—2 минуты, после чего склеиваемые поверхности аккуратно, без складок и воздушных пузырей, соединяют и продавливают пальцами. Аналогично заклеивают прорези и с другой стороны лопасти. Здесь можно ограничиться заклейкой’ не всей прорези, а только участка длиной 7—10 см на конце ластов.

Подготовка ластов к сборке

Мы выбрали для изготовления удлиненных ластов ласты марки «Дельфин», но можно использовать и другие. Однако ласты «Дельфин» обладают в сравнении с другими марками ластов отечественного производства рядом достоинств. Их изготавливают из хорошей резины, они относительно легки, имеют удобную калошу. Кроме того, размер ее 42—44 позволяет подогнать ласты практически на любую ногу

Удаление верхних внутренних ребер и внутренней части лопасти.

Скелет удлиненных ластов, основную жесткость их конструкции создает лопасть из стеклотекстолита, поэтому ласты «Дельфин» можно еще облегчить, срезав часть ребер / (рис. 2). Удаляют и значительную часть рабочей лопасти 2. Ребра срезают только внутренние и только с верхней стороны ластов до калоши.


Рис. 2. Схема вырезов у ластов «Дельфин» (жирной линией показаны контуры вырезаемых частей 1, 2, 3, 4, 5)

Переделка пяточной части. В рассматриваемом варианте ласты «Дельфин» используют в перевернутом положении. Для этого вырезают пяточную часть 3 (рис. 2), а образовавшийся при этом хлястик 4 (см. рис. 1, 2) разрезают и склеивают резиновым клеем внахлест в зависимости от размера ноги в последней стадии изготовления ластов.

Ласты в перевернутом положении имеют определенные преимущества:

  • угол ? (см. рис. 2) в перевернутом положении становится отрицательным, что дает значительное увеличение скорости. Это доказано многочисленными экспериментами;

  • толщина резины в ластах под стопой в два-три раза больше, чем сверху, а при увеличении рабочей площади ластов нагрузка на носок ноги пловца возрастает значительно. В этом случае очень важно, чтобы угол ? не изменялся за счет деформации резины при движении ноги пловца вниз.

Подготовка калоши. Для правильного и удобного расположения стеклотекстолитовой лопасти на ластах носок калоши ласты 5 (рис. 1, 2) вырезают. Затем калошу разрезают вдоль продольной оси ласты с верхней стороны (для удобства дальнейшей работы). После этого зачищают всю внутреннюю поверхность калоши. Внутрь калоши, на нижнюю ее часть, приклеивают резиновым клеем пластину из губчатой резины толщиной 3—4 мм по форме калоши. Это предохраняет ногу от потертостей.

Обработка поверхностей склеивания. При снятии ребер, внутренней части лопасти и подрезании носка используют острый нож или скальпель. Места среза необходимо аккуратно загладить наждачным камнем или рашпилем. Всю верхнюю поверхность ластов тщательно зачищают.

Сборка скоростных ластов

Склеивание лопасти с ластами. Лопасть накладывают сверху на ласты так, чтобы ее пяточная часть не доставала до края калоши 2—3 см (рис. 3).

Места соприкасания (их контуры) как на ластах, так и на лопасти отмечают карандашом. Обведенные контуром поверхности ластов и лопасти обезжиривают бензином. Склеивают сначала только рабочую верхнюю часть лопасти с рабочей частью ласты до вырезанного носка, калоши (на рис. 3 эта часть заштрихована). Для склеивания применяют клей марки Р-88. Технология аналогична описанной выше.

Склеивание калоши с пяточной частью. После склеивания лопасти с ластами следует выправить из-под пяточной части лопасти разрезанные половинки калоши


Рис. 3. Установка лопасти на ластах

ластов и приклеить их клеем Р-88 к лопасти. По разрезу калоши при помощи резинового клея накладывают изнутри и снаружи полоску резины толщиной 1 мм и шириной 10 мм. Изнутри калоши на стыке пяточной части лопасти и калоши приклеивают небольшой лист резины: толщиной 1,5—2,0 мм. Это смягчит давление пластины на нижний свод стопы.

Итак, скоростные ласты готовы. Но не торопитесь их опробовать. Клей Р-88 должен сохнуть двое суток при комнатной температуре.

«Спортсмен-подводник», выпуск № 33




:  
:  
:  
E-mail:  
:  
 



Ворноцов С.
 



21.07.2017
Ремонт советских аквалангов,запчасти

22.02.2017
Приглашаем на занятия Йогой Кундалини

3.02.2017
Капиллярный глубиномер идеален для глубин до 15м.

26.12.2016
Поздравляем Всех с Наступающим Новым Годом

16.11.2016
Регулярные погружения в бассейне "Спартак"

7.10.16
Состоялся выезд 1.10.16 на Малинский карьер

18.07.2016
В субботу состоялся клубный выезд на Малинский карьер

15.07.2016
В Полтавской области возникла опасность экологической катастрофы

7.07.2016
Поздравляем с успешной сдачей экзаменов новую группу дайверов!

7.06.2016
Фридайвинг freediving "Танец под водой"

WEBMARKER